Введение
Изменение границ приаэродромной территории является важным аспектом развития как авиационной, так и наземной инфраструктуры в России. Однако, эта тема может быть сложной и запутанной для непосвященных лиц. В этой статье мы рассмотрим ключевые аспекты изменения границ приаэродромной территории в России и ответим на самые распространенные вопросы.
Что такое приаэродромная территория?
Приаэродромная территория — это зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливает следующие ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности:
- первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
- вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
- третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — уполномоченный федеральный орган) при установлении соответствующей приаэродромной территории;
- четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
- пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
- шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
- седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений Воздушного кодекса Российской Федерации. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, приаэродромная территория это семь подзон, в каждой из которых могут выделяться сектора. Сектора подзон приаэродромной территории необходимы для конкретизации ограничений. К примеру, если с помощью бота @zemelya_bot провести оценку ограничений на участке 12:04:1050101:5, то в результате будут следующие ограничения по подзонам приаэродромной территории аэродрома Йошкар-Ола для земельного участка 12:04:1050101:5.
Кроме того, само описание границ и ограничений приаэродромной территории можно найти непосредственно в Акте об установлении приаэродромной террритории и только после утверждения в соответствии с законом. В обязательном порядке приказ об установлении приаэродромной территории должн быть направлен в Территориальное Управление Росреестра для постановки на кадастровый учет как ЗОУИТ.
Как утверждается приаэродромная территория?
В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса РФ. Приаэродромные территории устанавливаются Приказом уполномоченного органа. О том, кто относится к уполномоченным органам и порядке опубликования проектов приаэродромной территории мы писали ранее. В рамках закона процедура установления приаэродромной территории предусмотрена прежде всего ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460. Если коротко, то сам процесс выглядит следующим образом: разработка проекта; получение экспертного заключения о соответствии проекта санитарным нормам и правилам; получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект; направление проекта в уполномоченный орган (пример – Тер. Управление Росавиации); направление проекта в Правительство области в которых расположена приаэродромная территория (в т.ч. получение заключений от муниципальных образований); финальное согласование проекта в уполномоченном органе и подготовка ведомственного приказа; опубликование приказа об установлении приаэродромной территории на сайте издавшего уполномоченного органа, а также регистрация в Минюсте РФ.
Причины изменения границ приаэродромной территории
Изменение границ приаэродромной территории может быть обусловлено несколькими факторами, включая увеличение авиационной активности, модернизацию аэропортов, строительство новых взлетно-посадочных полос или обновление нормативно-правовой базы в авиационной отрасли (как например было с вступлением в силу Методических рекомендаций Роспотребнадзора по установлению границ седьмой подзоны приаэродромной территории).
Процесс изменения границ приаэродромной территории
Изменение границ приаэродромной территории (подзон частично) – прямо не предусмотрен текущим законодательством. Таким образом, для внесения изменений в любую из подзон приаэродромной территории необходимо придерживаться порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460. Т.е. проходить все процедуры согласования, вне зависимости от изменений. Кроме того, проект при согласовании долен рассматриваться с учетом текущего законодательства на день рассмотрения проекта. Стоит также отметить, что инициатором изменений границ приаэродромной территории может быть исключительно оператор аэродрома.
Последствия изменения границ приаэродромной территории
Изменение границ приаэродромной территории может иметь важные последствия для местного населения и окружающей среды. Например, это может потребовать выкупа земли у собственников земли или изменение условий использования земельных участков. Также может потребоваться пересмотр градостроительных планов и инфраструктурных разработок вокруг аэродрома. Согласно Закона все изменения должны быть отражены в градостроительной документации.
Преимущества изменения границ приаэродромной территории
Изменение границ приаэродромной территории может иметь ряд преимуществ для развития авиационной инфраструктуры в России. Это может включать расширение возможностей для приема большего числа самолетов, обеспечение более безопасных условий эксплуатации, повышение эффективности работы аэропортов и улучшение обслуживания пассажиров, а также обеспечение безопасности граждан, проживающих вблизи аэродромов.
Примеры изменения границ приаэродромной территории в России
В России были реализованы различные проекты изменения границ приаэродромной территории. Например, корректировка границ приаэродромной территории аэродрома Иркутск.
Заключение
Изменение границ приаэродромной территории является важным шагом для развития авиационной инфраструктуры в России. Это сложный процесс, требующий согласования и координации между различными заинтересованными сторонами. Однако, такие изменения могут принести значительные преимущества в виде расширения возможностей для авиации, повышения безопасности и улучшения обслуживания пассажиров, а также безопасности граждан. Россия активно работает над развитием своей авиационной инфраструктуры, и изменение границ приаэродромной территории является важной составляющей этого процесса.